Главная » 2020 » Октябрь » 20 » 22 октября 95 лет выдающемуся германисту и лексикографу, профессору Валентину Дмитриевичу Девкину (1925–2011)
19:49
22 октября 95 лет выдающемуся германисту и лексикографу, профессору Валентину Дмитриевичу Девкину (1925–2011)

Имя профессора В. Д. Девкина знакомо каждому германисту: автор более 250 научных работ, один из лучших исследователей разговорной лексики, сленга и обсценной лексики русского и немецкого языка, основатель школы исследования немецкой разговорной речи. Подробнее о нём: http://mpgu.su/scientists/devkin-valentin-dmitrievich/

Для научных учеников Девкин всегда был центром притяжения, воплощением человеческой мудрости, вокруг него создавалось ощущение большой семьи. Вот и нынче, в 95-ый день со дня рождения, девкинцы будут собираться в виртуальном пространстве, чтобы вспоминать меткие словечки, мудрые мысли своего шефа и говорить о продолжении его дела. Без него. Но – в духе Девкина.

Мне было бы жалко, если б это все просто так вот прервалось и с моим уходом из жизни кончилось. А вот если бы кто-то мог это дело продолжить, то это мне было бы приятно. В.Д. Девкин

Отношение Девкина к профессии «лингвист» и к методике преподавания языков звучит во многих рассуждениях и ответах на вопросы. Вот два вопроса, которые задавались ему накануне 80-летнего юбилея (опубликовано в: Школа В.Д. Девкина. Описание разговорной речи: проблемы и перспективы / сост. И. П. Амзаракова, В. А. Савченко; под ред. И.П. Амзараковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Абакан: Изд-во Хакасского ун-та, 2010. – 216 с.)

Вопрос: Вы сами считаете себя лингвистом? Как Вы относитесь к своей профессии? 
В.Д.: Мой отец говорил, что каждый человек должен освоить какое-то ремесло. Лингвист – это ремесло. Он знаток правил, носитель части культурной информации, которую он может передать другому, помочь осознать её и тем самым принести практическую пользу».

Вопрос: Вы рассматриваете лингвистику как науку прикладную?
В.Д.: В какой-то степени, да. По крайней мере, лингвистику, связанную с иностранными языками. Поэтому меня волнуют и проблемы методики обучения. Полемически заострив вопрос, я бы сформулировал его так: Отчего гибнет методика?
По сути, все проблемы обучения языку (изучения языка) сводятся к двум: отбор материала для активизации и приемы этой активизации. Как член диссертационного совета по методике я наблюдаю во многих работах наукообразие, теоретизирование вместо решения практических проблем. 

День рождения В.Д. Девкина, 1987

И та же мысль в телефонном разговоре 2006 года:

Надо трезво давать себе отчет в том, что в методике надо опираться на доступность. Эмоциональное и экспрессивное вне языковой среды – фикция. Мой принцип в подходе к содержанию обучения – анти-бюрократизм, надо избегать штампов. Идеал – язык Агаты Кристи, обыкновенный интеллигентный язык без выкрутасов, без экспрессивизации. Служебный долг преподавателя иностранного языка – перевод экспрессивной шумихи в более обычное, нейтральное высказывание. Не идиомы учить, а знать обычное обозначение этих вещей. То есть перевод в будничное. В устах Fremdsprachler все необычное выглядит смешным.
 

В.Д. Девкин в окружении учеников, 2010

 

Категория: Объявления | Просмотров: 210 | Добавил: Admin | Теги: методика, лингвист, Девкин | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1 zaripovaz • 01:23, 23.10.2020 [Материал]
Очень рада, что помним нашего Учителя. Встречи и разговоры с Валентином Дмитривичем - это действительно незабываемые яркие события. Светлая память...
avatar