Главная » 2021 » Ноябрь » 10 » Состоялась VII Международная научно-практическая языковая конференция «Немцы России: Этнокультурное образование. Вызовы. Возможности. Опыт»
10:26
Состоялась VII Международная научно-практическая языковая конференция «Немцы России: Этнокультурное образование. Вызовы. Возможности. Опыт»

В VII Международной научно-практической языковой конференции на тему «Немцы России: Этнокультурное образование. Вызовы. Возможности. Опыт», организованной нашим партнером АОО «Международный союз немецкой культуры» совместно с АНО ДПО «Институт этнокультурного образования» и Федеральной национально-культурной автономией российских немцев под эгидой Межправительственной Российско-Германской комиссии по вопросам российских немцев приняли участие три представителя МАУПН: президент Ассоциации, кандидат филологических наук Ирина Фаритовна Ганиева, доктора филологических наук Ирина Петровна Амзаракова (Абакан) и Анна Викторовна Ленец (Ростов-на-Дону). 

Конференция состоялась с 1 по 4 ноября 2021 в Москве в гибридном формате: очно с подключением некоторых участников онлайн. На конференцию съехались представители 20 регионов страны и 3 зарубежных стран, всего 158 участников.

На конференции обсуждались темы, актуальные для современного языкового образования и языковой политики: немецкий язык как родной, второй и первый иностранный, раннее и внешкольное обучение немецкому языку, школы с этнокультурным компонентом, онлайн возможности в образовании, роль молодой семьи в сохранении и развитии духовного и культурного наследия немцев России.

Торжественное открытие и вся программа первого дня конференции проходили в Общественной палате Российской Федерации. С приветственным словом к организаторам и участникам конференции выступил председатель комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Владимир Юрьевич Зорин, который подчеркнул, что, согласно переписи 2010 года, немецкий язык в Российской Федерации занимает 4-ое место по количеству говорящих на нём. 

Зорин Владимир Юрьевич

В.Ю. Зорин отметил роль МСНК в формировании гражданского общества, упомянув также, что 25 лет назад российские немцы были первыми, кто зарегистрировал национально-культурную автономию, сразу после принятия федерального закона об НКО. 

Зам. руководителя Федерального агентства по делам национальностей Станислав Анатольевич Бедкин отметил вклад МСНК в создание культурно-деловых центров, которые выполняют важную миссию консолидации гражданского общества.

Бедкин Станислав Анатольевич

С приветствиями к участникам конференции обратились также другие официальные лица: исполнительный директор фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации Светлана Нуждина, председатель комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Газзаев, Глава администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области Дмитрий Дизер, ректор Омского государственного педагогического университета Иван Кротт. Президент Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей немецкого языка Ирина Ганиева обратила внимание на общность целей МСНК и МАУПН относительно укреплений позиций немецкого языка в российском образовательном пространстве.

От немецкой стороны конференцию приветствовали зам. культурного атташе Посольства ФРГ в России д-р Майке Фельс, директор Гёте-Института в Москве, региональный руководитель по Восточной Европе и Центральной Азии д-р Хайке Улих, член совета Молодёжного студенческого объединения немцев из России (JSDR e.V.) Анна Рауш (г. Галле).

 
Майке Фельс   Хайке Улих

Пленарные доклады представили зам. председателя МНСК Ольга Мартенс, директор по развитию и методическому сопровождению культурно-делового центра «Российско-немецкий дом» (Омск) Елизавета Граф, профессор МПГУ Лидия Шнейдер. Основная мысль, прозвучавшая в докладах: семья – это персональная микросреда развития личности; именно в семье закладывается представление об идентичности. Этническая принадлежность реализуется в полной мере к младшему подростковому возрасту, хотя осознается ребенком уже к 6-7 годам. Важным условием становления этнической идентичности, считает Л.Б. Шнейдер, является воспитание в семье в соответствии со сложившимися традициями в семье и ближайшем окружении, а также от эмоциональной окраски полученной информации об особенностях своей нации. Родной язык, безусловно, выступает одним из наиболее ценимых аспектов этнической идентичности, независимо от степени владения им. Но всё большую значимость в этом процессе приобретают культурные ценности и традиции, заложенные в семье.

 
Ольга Мартенс   Лидия Шнейдер


Проблема семьи как центра, где формируется осознание своей этнокультурной идентичности, обсуждалась на подиумной дискуссии в первый день конференции. Экспертами выступили как маститые ученые – доктора наук Ирина Амзаракова, Ирина Черказьянова, Лидия Шнейдер, так и молодые представители общественных объединений российских немцев Евгений Вагнер и Ирина Скворцова. Дискутировались вопросы билингвизма, роли традиций и бытовой культуры российских немцев.

 
Подиумная дискуссия. Модератор Наталья Хречкова   Подиумная дискуссия. Вопрос из зала

В секции «Немецкий как родной, второй и первый иностранный язык» обсуждались вопросы, что считать родным языком российских немцев – диалект или литературный язык, какому языку следует обучать для сохранения этнической идентичности. В результате дискуссий участники секции пришли к выводу, что в условиях несбалансированного билингвизма российских немцев (русский и немецкий языки) и имеющей место диглоссии (владение диалектом и литературным немецким языком) необходимо ориентироваться при обучении на литературную норму немецкого языка. В то же время для формирования этнокультурной компетенции и самосознания российских немцев важной задачей является изучение основных диалектов Германии в сопоставлении с диалектами российских немцев. В секционных докладах были представлены интерактивные приемы типа обучения языку («педагогика удивления», «немецкий язык через музей и музыку», «билингвальное обучение языку в профессии»), опыт интеграции уроков немецкого языка с другими школьными дисциплинами, как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла. Такие подходы, безусловно, повышают эффективность обучения немецкому как второму языку, а также как первому иностранному языку. 

Заседание секции «Немецкий как родной, второй и первый иностранный  язык. Модераторы: Владимир Недбай и Ирина Амзаракова

 

Идеи, высказанные в докладах, и выводы, сделанные в результате дискуссий, служат импульсами для развития этнокультурного образования и являются основой для взаимодействия общественных объединений с государственными структурами по вопросам поддержки родных языков и преподавания немецкого языка как иностранного.
 

Категория: Новости МАУПН | Просмотров: 63 | Добавил: Admin | Теги: Konferenz, конференция | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar